Кодирование DVD: внутренняя сторона вопроса

Внутренняя сторона в риппинге — это собственно кодирование. Здесь хотелось бы использовать слово «оцифровка», но оно применимо к CD-Audio. В нашем же случае правильно говорить компрессия.

Итак, то, что мы должны оцифровать DVD-Video. Часто пользователи на форумах спорят о том, какая программа или пакет для этого более всего предпочтительны. Мы вам посоветуем мультиплатформенную утилиту HandBrake (www.handbrake.fr). Помимо платформы Mac, по которой изначально известна эта программа, поддерживают Linux и Windows. Поэтому действия, описанные в материале, равнозначно применимы вне зависимости от операционной системы. Помимо мультиплатформенности, программа обладает другими достоинствами — компактностью (удивительный размер в 6.2 Мб, включая GUI-интерфейс!) и простотой использования. Что совсем не означает, будто бы программа  урезана  в функциональном плане. Но — посмотрите врезку с информацией о HandBrake. Ко всему сказанному добавить и еще одно достоинство — бесплатность, это делает программу еще более привлекательной…

Если вы помните, программу HandBrake мы обозревали в одном из предыдущих выпусков SoftReview. Поверхностного обзора мало, риппинг нужно объяснять и описывать на практике, чем мы сейчас с вами и займемся. На наш взгляд, пошаговая форма будет наиболее понятной.

Установка

HandBrake инсталлируется за пару кликов, без возможности выбора компонентов. Устанавливать библиотеки кодеков для кодирования нет необходимости: программа уже включает в себя нужные аудио- и видео- декодеры. Хотя пакет кодеков — например, K-lite (http://www.codecguide.com/download_kl.htm) — можно и установить, ведь, так или иначе, без них вы не сможете воспроизвести полученное видео, в каком бы формате оно не сохранялось. Кстати, список форматов и поддерживаемых кодеков опубликован во врезке.  

Копирование DVD

Несмотря на то, что HandBrake позволяет делать рип напрямую с источника, мы настоятельно рекомендуем вам предварительно скопировать содержимое DVD на винчестер. На что есть несколько причин. Во-первых, это предотвратит вас от возможной неудачи, если диск поврежден и не читается на 100%. Само собой, в процессе риппинга ошибки пропускаться не будут — программа «зациклится» на одном месте. Во-вторых, неизвестно, насколько «притормозится» и без того неторопливый процесс кодирования. Скорость считывания с DVD заметно меньшая, нежели с винчестера. А постоянное обращение к диску на протяжении нескольких часов не лучшим образом сказывается на «жизни» носителя.

Запуск HandBrake. Выбор источника

Итак, знакомство с программой начнем с выбора источника (раздел Source). Откройте в меню Source —  DVD / Video_TS Folder и выберите папку с Vob- и файлами другого формата, которые вы скопировали с диска на винчестер.

Примечание. Нельзя не отметить есть еще одну опцию HandBrake, доступную через меню командой DVD — Video File. Если в качестве источника выбрать уже компрессированный видеофайл, HandBrake будет работать как конвертер из одного формата в другой.

Через несколько секунд (Reading Source…) в поле Title отобразится продолжительность фильма. Убедитесь, что здесь выбран самый большой по продолжительности видеофрагмент. DVD-Video источник разбит на главы (Chapters). К сожалению, просмотреть каждую из частей программа не позволяет, это можно сделать только посредством DVD-проигрывателя — программного или аппаратного. Если вы хотите сделать рип всего файла, не меняйте Title и интервал Chapters (по умолчанию выбираются все эпизоды). В ином случае, вы можете убрать любой из chapter’ов, например, рекламный модуль или анонс. Параметр Duration показывает продолжительность фильма.

Указываем расположение выходного файла

Мы не указали месторасположение файла, который будет сохранен в результате кодирования. Осведомитесь, что на жестком диске достаточное для риппинга количество мегабайт (1 — 2 Гб для одного фильма), нажмите кнопку Browse и выберите в Проводнике папку или диск, куда нужно сохранить результат.

Выбор формата файла

В данном случае, формат файла — это не его расширение, а т. н. мультимедийный контейнер, который будет хранить звук и видео определенных типов компрессии. У каждого вида контейнера есть свои особенности и качественные характеристики, которые мы определим в дальнейшем. Причем для одного формата одни настройки будут доступны, для других — нет, и наоборот. А сейчас мы рассмотрим, какие форматы на выбор нам предлагает HandBrake:

MP4 (M4V) — мультимедийный контейнер, чаще всего используемый компанией Apple. Файлы данного формата встречаются iPod, iPhone и проч. устройствах с  приставкой –i и в других, чаще всего мобильных, устройствах. MP4 объединяет различные мультимедийные потоки (аудио, видео, субтитры, изображения), а также расширенные типы содержания: 2D и 3D графики, DVD-меню и др.

MKV — Matroska, или «Матрешка» — еще один формат мультимедиа-контейнера. Позволяет  хранить внутри себя видеоданные, сжатые кодеками MPRG, H264, AVC1, WMV и др. Формат хорошо поддается редактированию (не составит труда извлечь аудио или видео из контейнера), хорошо масштабируется. Хорош для передачи и трансляции через интернет. Ранее «Матрешка» была не не очень известной, но сейчас абсолютное большинство проигрывателей де факто поддерживают воспроизведение данного формата. Проблем с воспроизведением, если сохранить видео в Matroska, в принципе быть не должно. Обнадеживает и то, что в конце 2008 года Matroska была официально включена в DivX.

AVI — Audio Video Interleave (чередование аудио и видео) — может содержать видео/аудио данные сжатые с использованием разных комбинаций кодеков. Главное преимущество AVI — это распространенность: как-никак, именно этот формат чаще всего используется для сохранения компрессированных и даже декомпрессированных файлов. К недостаткам можно отнести неприспособленность к стримингу (см. словарь терминов).

OGM — свободный формат, рассчитанный на поддержку свободных модулей фонда Xiph.Org. Основной особенностью (за исключением непонятных технических теримнов) нужно считать наличие звуковой дорожки в формате Ogg Vorbis.

Профили (Presets)

Обратим внимание на боковую панель Presets:  на ней расположены уже настроенные для риппинга профили. По сути, это и есть «наше все» HardBrake. Сделать рип можно всего несколькими кликами мыши. Прежде, чем выбирать пресет, рекомендуем прочесть о них: http://trac.handbrake.fr/wiki/BuiltInPresets. Как можно отметить, отличаются они сразу несколькими характеристиками: битрейтом, форматом аудиодорожки, пропорциями и др… Но! Мы пойдем другим путем и самостоятельно установим необходимые настройки. Поэтому никакой профиль выбирать не нужно. Все наше дальнейшее внимание будет сконцентрировано на вкладках в нижней части окна программы.

Вкладка Picture Settings

Вы можем управлять параметрами выходного кадра. Неплохой вариант сохранить все как было изначально, ближе к оригиналу, сохранив те же пропорции. Но, оказывается, есть и другие нюансы, на которые следует обратить внимание.

Crop (обрезание): вырезать область заданных размеров. Если указать опцию Automatic, программа вырежет черную область кадра по краям. В случае же, если выбрана настройка Custom, необходимо самостоятельно выбрать (или просто подкорректировать заданные автоматически) размеры полей. 

Size: в этом подразделе можно самостоятельно выбрать размеры видеокадра. Значения пропорций мы разбирали в первой части материала. Width — ширина, Height — высота.

Есть еще один интересный параметр — Anamorphic. Информации о т. н. анаморфированном видео вы можете не найти, поэтому поясняем здесь. Изображение в нем сжато по горизонтали с целью приведения к стандартному соотношению сторон (имеется в виду 4:3). При этом разрешение формата остается таким же, как и было. Это достигается за счет растягивания изображения по специальным методам — Strict, Loose или др. Описание методов вам ничего не скажет, лучше посмотреть и сравнить изображения на странице: http://trac.handbrake.fr/wiki/AnamorphicGuide. Здесь же дается очень подробное описание технологии Anamorphic. Говоря вкратце — таким образом вы можете перевести широкоформатное изображение в стандартное.

Filters — здесь собраны пять фильтров для обработки видео. Судя по приставке de-, все они призваны убрать определенные дефекты или артефакты. Рассмотрим эти фильтры подробнее.

Detelecine — грубо говоря, добавление к 24 FPS (кадрам в секунду) 6 дополнительных. Т. е., к каждым 4 кадрам добавляется 1 дополнительный. Метод применим к стандарту NTSC и служит для перевода NTSC Video в NTSC Film.

Decomb — избавления от нежелательных полос на изображении, которые могут возникнуть, например, при перекодировке фильма из NTSC в формате PAL.

Deinterlace. «Деинтерлейсинг — процесс создания одного кадра из двух полукадров чересстрочного формата для дальнейшего вывода на экран с прогрессивной развёрткой, такой как компьютерный монитор. Применяется в компьютерных системах обработки видео, плоскопанельных телевизорах и т. д.» (Википедия). Говоря простым языком, деинтерлейсинг проявляется в виде искажений в кадре. Обычно «лесенки» появляются при движении объекта.

Denoise — фильтр для очистки от шума видео, записанного с VHS кассет.

Deblock — фильтр для восстановления качества сжатого с существенными потерями видео с DVD, VideoCD или после применения видеокодеков H.261, H.263, DivX 3, DivX 4, XviD. Фильтр автоматически определяет уровень блочности кадра и конкретной части кадра, сохраняя максимум деталей.

Вкладка Video

Опция Video Codec  предназначена для выбора формата компрессии. Итак, из чего мы будем выбирать?

MPEG4 (FFMpeg) — набор свободных библиотек с открытым исходным кодом.

Xvid — альтернатива платному кодеку DivX Pro. Основан на открытой версии DivX и распространяется по лицензии GNU General Public License. Главное преимущество — мультиплатформенность.

H.264 — относительно новый (2003 г.) стандарт сжатия видео, предназначенный для достижения высокой степени сжатия видео при сохранении высокого качества.

VP3 (Theora) — свободный формат компрессии, разработанный фондом  Xiph.org. 

Как видим, список пусть и не радует разнообразием, зато включает в себя только свободные кодеки. 

Framerate (FPS) (частота кадров) — выбираем Same as source. Цифра зависит от стандарта DVD-источника, о чем сказано в первой части материала. Напоминаем, для PAL это 25 к/с, для NTSC — 30 к/с.

Advanced Encode Settings — дополнительные настройки кодирования.

Grayscale encoding — вместо трех составляющих цвета (RGB — Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) кодируется одна. Опцию имеет смысл активировать только в том случае, если вы кодируете черно-белое видео.

2-Pass Encoding — способ кодирования в два подхода. Позволяет достигнуть лучшего качества компрессии, нежели однополосное кодирование. При первом походе анализируется, каким участкам нужно присвоить больший битрейт, каким меньший. Во время второго подхода файл кодируется согласно анализу.   

Turbo first Pass — ускорение первого подхода при двухполюсном кодировании.  Опция доступна только для кодека H.264.

Quality — очень важный подраздел. Можно выбрать размер файла (Targe Size) — тогда качество видео будет адаптировано под указанный размер файла. Если же для вас размер конечного файла не играет большой роли (либо видео не предназначено для дальнейшей записи), вы можете просто указать битрейт. AVG Bitrate — усредненный битрейт. Вы задаете среднюю величину, а программа кодирует в пределах указанного битрейта, с небольшими отклонениями. Также вы можете выбрать параметр Constant Quality (Постоянное качество). Управляя ползунком, можно задать качество файла относительно исходного материала.

Вкладка Audio & Subtitles

Почему разработчики сгруппировали в одном разделе два различных типа мультимедиа-данных — не совсем понятно. Видимо, потому, что и субтитры, и аудиодорожка хранятся на DVD опционально. Субтитров может и не быть, а вот звук в любом случае есть (если только вы не кодируете немое кино). И то, и другое может быть в нескольких вариантах.

Во вкладке Audio & Subtitles указываются аудиодорожки и субтитры, которые будут включены в видеофайл. В полях Source можно указать сразу несколько (вплоть до 4), но тогда нужно понимать, что это отразится на качестве фильма. Приходится жертвовать чем-то. 

Audio Codec — MP3, AC3, Vorbis и AC3. Для каждого из форматов можно указать параметр смешивания каналов (Mixdown) — Stereo, Dolby Surround, Dolby Pro Logic II (Dolby Surround). AAC можно сохранять только в оригинальном формате.  Исключение составляет AC3. В случае с ним Dolby Digital звук переносится в фильм побитово, без изменений. А если вы при настройке выбрали OGM в качестве формата файла, среди аудиокодеков будет доступен еще и формат Vorbis.

Subtitles  — выбор субитров. Можно активировать автовыбор или выбрать язык из уже имеющихся. Forced Subtitles Only — специальные субтитры, которые отображаются в фильме, если, скажем персонаж произносит речь на отличном от перевода языке. Рекомендуется активировать настройку.

Остальные вкладки

Вкладка Chapters  — пропускаем раздел, поскольку он нас не интересует.

Вкладка Advanced — расширенная настройка кодека H.264.

Вкладка Query Editor — создание запроса для командной строки. Помимо генерации запроса, можно отредактировать параметры на свое усмотрение. В дальнейшей эту команду можно передать консольному менеджеру.

Запуск кодирования

Убедившись, что все нужные настройки выставлены, нажимаем кнопку Start и… ждем. Причем ждать приходится несколько часов, в зависимости от производительности компьютера.

Пожалуй, единственный недочет программы — это невозможность сохранить настройки риппинга в файл, чтобы в любой момент открыть их и продолжить настройку. Т. е., вы должны выставить все опции и сразу же делать риппинг за один раз. С другой стороны, предусмотрена возможность создания запроса, что очень удобно для работы в консольном режиме. Кроме того, вы можете добавить задание в очередь и после настройки всех фильмов, что нужно, поставить их на обработку. Для этого предназначена кнопка Add to Queue. Для просмотра текущих операций нужно нажать кнопку Show Queue.

***

Описанный сегодня метод оцифровки DVD не должен показаться вам сложным, даже если вы делаете это впервые. Однако не исключается, что в процессе риппинга у вас могли возникнуть проблемы. В таком случае, задавайте вопросы — мы на них компетентно ответим. Кроме того, советуем вам посетить форум http://forum.handbrake.fr/, где также обсуждаются проблемы, которое возникли у пользователей HandBrake. Не смотрите на зону домена (fr), вопросы можно задавать на английском языке.  

Технологические особенности программы HandBrake

Приводим выдержку из официальной страницы программы.

HandBrake — открытый, основанный на лицензии GPL, мультиплатформенный, многопоточный кодировщик видео.

Поддерживаемые источники:

Любой «DVD-подобный» источник: папка VIDEO_TS, образ DVD или реальный DVD, а также .VOB и .TS файлы.

Поддерживаемые форматы:

Форматы файлов: MP4, MKV, AVI и OGM

Видео: MPEG-4, H.264, or Theora (1 or 2 passes or constant quantizer/rate encoding)

Аудио: AAC, MP3, Vorbis or AC-3 pass-through (supports encoding of several audio tracks)

Misc features:

Выбор глав

Базовая поддержка субтитров

Битрейт-калькулятор

Деинтерлейсинг, обрезание и масштабирование

Встроенные библиотеки ( используются (L)GPL библиотеки из Linux:

liba52 (AC3)

libavcodec (decoding, picture cropping, scaling and deinterlacing, MPEG-4 encoding)

libdvdread (DVD navigation)

libfaac (AAC encoding)

libmp3lame (MP3)

libmp4v2 (MP4 muxing)

libmpeg2 (MPEG-2)

libogg (OGM muxing)

libsamplerate (audio resampling)

libvorbis (Vorbis encoding)

libx264 (H264 encoding)

libxvidcore (MPEG-4)

Словарь

Кодек (англ. codec — сокр. от coder/decoder (кодировщик/декодировщик) или compressor/decompressor) — устройство или программа, способная выполнять преобразование данных или сигнала. Кодеки могут как кодировать поток/сигнал (часто для передачи, хранения или шифрования), так и раскодировать — для просмотра или изменения в формате, более подходящем для этих операций. Кодеки часто используются при цифровой обработке видео и звука. Обзор кодеков в свое время мы уже публиковали.

Стриминг  (streaming) – широковещательная передачи видео в сетях.

Ответы на вопросы читателей

Вопрос. На медиапроигрывателе Packard Bell Store&Play при воспроизведении файлов MPEG4 отсутствует звук. Данный тип файлов заявлен, как основной воспроизводимый видеоформат. При воспроизведении файлов МР3 звук нормальный. Все возможные регулировки (переключение левой-правой и стереодорожек) ситуацию не меняют. Есть ли выход из данной ситуации.

Ответ. Возможно, это проблема отдельно взятого файла в MPEG4. Попробуте использовать другой кодек для конвертации (см. выше) видеофайла. Также вполне возможно, что  вам нужно использовать аудиодорожку в другом формате. Попробуйте оставить только одну дорожку и указать при конвертации формат MP3. Из вопроса непонятно, что сейчас находится внутри контейнера файла. 

Компьютерная помощь: задайте свой вопрос

Укажите email, на который я смогу выслать ответ на ваш вопрос