Домашняя фонотека. Выбор формата сохранения аудио

Многие меломаны сходятся во мнении, что хранить и слушать музыку в MP3 нужно лишь в самом крайнем случае, когда в наличии нет лицензионного CD или виниловой пластинки. Правда на их стороне, но дело совсем не в этом.

Начнем с того, что музыку слушают не только меломаны. Во-вторых, оцифровка коллекции компакт-дисков все-таки не будет лишней: нет стопроцентной гарантии, что диск прочитается после энного прослушивания, падения на пол, неумышленного нанесения царапин и т. д. Известно, что со временем физическая структура диска разрушается, даже если на нем нет дефектов и пятен. Не будем забывать о друзьях, родственниках, соседях и прочих, с кем волей-неволей приходится делиться любимой музыкой. С цифровой коллекцией все быстро и ненакладно, никто не останется обиженным.

Выбор формата

На рынке музыкальных форматов можно выделить, образно говоря, четыре главных конкурента: MP3, OGG, AAC (или M4V) и WMA. Пять лет назад мало кто, включая производителей цифровых устройств, задумывался о замене MP3 чем-то более выигрышным в соотношении размер/качество, сегодня же не самый «навороченный» мобильный телефон может похвастаться поддержкой трех из четырех упомянутых форматов.

Хорошо, но какой из четырех — как минимум — вариантов лучший? Спешим вас огорчить: уж точно не MP3. Безусловно, MP3-коллекция — она самая удобная в обращении, этот формат воспринимают все цифровые и программные аудио-/видео- плееры (физические и компьютерные, типа Winamp и FooBar 2000), он популярен и не вызывает вопросов даже среди «непросвещенных» пользователей. Но вот когда речь заходит о соотношении параметров размер/качество, MP3 сдает позиции.

Настройка медиа проигрывателя foobar2000

Сегодня большинство аудиофайлов хранятся в MP3 с битрейтом в диапазоне от 128 до192 kbps — с качеством, вполне пригодным для ознакомительного прослушивания, но никак не для хранения в домашней коллекции. Если слушать на встроенных динамиках ноутбука это можно (но зачем?), то даже в наушниках за 20 долларов и на хорошей акустической системе невысокое качество чаще всего заметно на слух (не всегда, но слышны потрескивания, искажения, налицо «синтетичность» звучания). Большинство независимых тестов в Интернете свидетельствуют о том же. Так, человек с ником Mebius в своем блоге разместил результаты тестирования четырех форматов (выражаем ему за это благодарность). Было замечено, что во всех диапазонах MP3 заглушает высокие частоты. Со своей задачей хорошо справился только OGG-кодировщик: он показал не только достойное качество звука, но и выдал сравнительно компактный размер файла. А, к примеру, файл, кодированный в WMA, оказался довольно большим по размеру (примерно на четверть весомее, чем OGG).

Почему же тогда альтернативные MP3 форматы не получили широкого применения? Здесь, к сожалению, решающую роль играет политика крупных корпораций и прочих компаний. Microsoft продвигает WMA, Apple — AAC. Технология MP3 распространяется по закрытой лицензии, благодаря чему в большинстве операционных систем на базе Linux по умолчанию отсутствуют кодеки на MP3. OGG — открытый формат. В итоге мы получаем следующую конфронтацию: Windows/Linux/Mac — WMA/OGG/AAC.

Впрочем, вы и сами решите, в какой формат будете переводить свою домашнюю коллекцию. Если вы создаете архив для индивидуального прослушивания, имеет смысл посмотреть в сторону OGG или AAC. Плюс в том, что эти форматы достаточно универсальны, а по качеству компрессии опережают MP3. Благо что каждый второй плеер (часть «MP3» опустим) поддерживает OGG и/или AAC, и проблемы «что бы мне послушать в дороге…» у вас не возникнет.

Однако прежде чем приступать к записи CD, необходимо определиться, в какой мере мы будем использовать компрессию. У звуковой дорожки есть одна доминирующая характеристика качества — битрейт. Битрейт (англ. bitrate) — количество бит, используемых для хранения одной секунды аудио в потоке данных. Понятно, что чем больше битов приходится на одну секунду звучания, тем выше качество звука. Применительно к MP3 возможна скорость передачи от 32 до 320 kbps, где kbps — количество байтов, передаваемых в секунду.

У формата MP3 битрейт бывает постоянный и переменный. При постоянном битрейте (CBR , англ. constant bitrate) количество байт на секунду на протяжении всего трека остается неизменной. В случае с переменным (VBR, англ. variable bitrate), в зависимости от насыщенности звукового потока, частота передачи байтов повышается или понижается. В итоге файл «весит» меньше, чем аналогичный с постоянным битрейтом. VBR актуален для нетяжелых, ненасыщенных акустических композиций с тихими звуковыми участками.

По отношению к OGG формату система оценки качества несколько другая, что связано с отличным от MP3 алгоритмом компрессии и совершенно иной психоакустической моделью:

  • q-2(~32kbps) — q-1(~48kbps)
  • q0(~64kbps) — q1(~80kbps)
  • q2(~96kbps) — q3(~112kbps)
  • q4(~128kbps) — q5(~160kbps)
  • q6(~192kbps) — q7(~224kbps)
  • q8(~256kbps) — q10(~512kbps)

Параметр –q6, задаваемый в настройках кодировщика — это, по сути, отличное качество ко-дирования, превосходящее аналогичный битрейт в MP3.

Грабим диски с помощью Exact Audio Copy

В каком формате хранятся музыкальные треки на аудио-CD? С точки зрения компьютера — ни в каком. Если вы просто скопируете файл с расширением cda с диска на компьютер и откроете его в аудиоплеере, то, к разочарованию, ничего не услышите. Дело в том, что информация на аудио-CD записана не в цифровом, а в аналоговом формате.

Процесс копирования с аудио-CD на компьютер не так прост, как кажется на первый взгляд. Он даже получил специальное название — граббинг. Происходит граббинг в две стадии — оцифровка аналогового потока в цифровой, затем — его сжатие, или компрессия (файл несжатого формата имеет расширение WAV). После декодирования исходник удаляется, а сжатые файлы остаются.

Программ-грабберов немало, однако мы остановимся на freeware-продукте Exact Audio Copy (EAC). По нашему убеждению, это самая функциональная, из бесплатных, программ в своей области. Доступна она здесь (2,5 Мб).

Настройки программы

При первом запуске EAC появится мастер настройки, который задаст вам пару несложных вопросов (на русском языке, кстати). При настройке дисковода отметьте опцию «Для меня важно получать точные результаты». Точные — это значит качественные: если в процессе копирования дисковод не считал поврежденный сектор, программа сделает еще около ста заходов, пока не добьется положительного результата. В ином случае EAC уведомит об ошибке и предложит прослушать сбойный звуковой фрагмент.

На четвертом шаге выберите второй пункт «Я не доверяю…» и дождитесь завершения теста. В результате отобразится информация о «профпригодности» вашего дисковода:

Хочется отметить, что без функции C2 CDROM граббинг существенно замедляется, поэтому, если у вас в наличии два дисковода, имеет смысл протестировать оба и выбрать более работоспособный из них.

После закрытия мастера заходим в настройки (меню EAC->Параметры EAC) и включаем/изменяем/отключаем лишние опции. Обратим внимание на некоторые из них.

Вкладка «Папка»: отмечаем «Использовать эту папку» и указываем путь, куда будут копироваться сжатые аудиотреки (чтобы не делать это по каждому запросу EAC).

Вкладка «Извлечение»: выбираем приоритет извлечения и сжатия аудиофайлов. Если кроме граббинга вы намерены заняться другими компьютерными делами, то лучше остановиться на низком или обычном приоритете. Уровень коррекции также нежелательно выставлять высоким.

Вкладка «Нормализация»: рекомендует оставить выключенной. Безусловно, выравнива-ние общего уровня громкости — полезная опция (в потенциале). Однако нормализация — это еще и передискретизация исходного файла, что явно не приведет к улучшению звука. Термины «передискретизация» и «дискретизация» поясняются здесь.

Вкладка «Имена»: в этом разделе вы можете указать шаблон, по которому будут присваи-ваться имена новым файлам. Синтаксис очень прост: например, %T — это название компо-зиции (изменяется двойным щелчком мыши в соответствующем поле), %A – %T, то же са-мое, но уже с указанием исполнителя (The Rolling Stones — Rough Justice). И так далее, приме-нительно ко всем трекам диска.

Применяем настройки и открываем диалог «Параметры дисковода».

Вкладка «Метод извлечения»: включаем функцию «Дисковод способен … С2»

Вкладка «Смещение и скорость»: определяем скорость дисковода и включаем все, что можно включить:

Теперь открываем окно «Параметры сжатия». Это самые важные настройки, поскольку они задают качество композиции. Однако сперва определимся с форматом. В случае с MP3 и WMA можно обойтись встроенными в EAC кодировщиками (первая вкладка «Wav-файлы»).

Впрочем, если вы устанавливали пакет кодеков вроде K-Lite Pack, в списке формата кодиро-вания могут оказаться и OGG, и AAC. Но это частность, поэтому, если вы желаете использо-вать в EAC внешний кодировщик, зайдите во вторую вкладку и активируйте соответствующий пункт («Использовать внешнюю программу»…). В данном разделе также следует указать путь к этому самому кодировщику и, если нужно, параметры командной строки. Обычно в документации к кодекам прилагается документация, в которой описаны команды, ключи, параметры и т. д. С OGG все несколько проще: указываем скорость потока, скажем, Quality 8 — и нет проблем ни с кодированием, ни с тегами (последняя вкладка). К сведению, тэги содержат информацию об аудиофайле, как то год, исполнитель, стили и др., вплоть до обложки альбома и текста песни.

Закрываем диалог настроек, записываем в специальные поля информацию, касающуюся аудиодиска. Поверьте, лучше сейчас, чем потом собственноручно заниматься редактирова-нием каждого трека. Вот и все. Осталось нажать на кнопку с непродуманным названием (ведь не MP3 единым…) и подождать энное количество минут, пока диск не покажется из лотка дисковода.

Надеемся, вы без особых проблем переведете все свои диски в цифровой формат. Удачного вам граббинга и приятного прослушивания! Примечание. Всю необходимую информацию о цифровом звуке и музыкальных форматах вы найдете на портале “Websound.ru”: http://www.websound.ru. Графики и сравнение популярных форматов — на этой странице.

Перечень основных возможностей Exact Audio Copy

  • Поддержка CD-интерфейсов ASPI Windows 95/98/ME и Windows NT/2000,
  • Синхронизация скрытых секторов,
  • Обнаружение и, по возможности, коррекция ошибок чтения,
  • Возможность копирования выбранной области аудиоданных, а не только треков,
  • Использование Windows Audio Compression Manager (ACM) для прямой компрессии в MP3,
  • Поддержка BladeEnc и LAME DLL, используемых аналогично кодеку ACM для сжатия в MP3 “на лету”,
  • Поддержка внешних MP3, VQF, RA и AAC кодеров для автоматического сжатия после извлечения трека,
  • Пакетная компрессия/декомпрессия в/из WAV,
  • Поддержка смещения кодера для точной компрессии/декомпресии,
  • Определение пауз между треками (gaps),
  • Определение тишины в паузах между треками,
  • Функция записи аудио-CD,
  • Автоматическое определение свойств CD-привода,
  • Возможность синхронизации треков для приводов с неточным звуковым потоком,
  • Поддержка мультисессий, CD-Text

Две распространенных ошибки граббинга

1) Перекодирование из одного формата компрессии в другой

Ни в коем случае! Перекодирование несет за собой существенную потерю качества, ведь психоакустическая модель у каждого формата совершенно разная. Сжимайте только WAV-файлы и… аудиокниги.

2) Перекодирование из низкого битрейта в высокий

Существует мнение, что, если перевести файл с низким битрейтом в высокий, качество звучания, соответственно, повысится. Это явное заблуждение! Наивно полагать, что в аудиозапись магическим образом «возвратятся» некогда вырезанные звуки.

Компьютерная помощь: задайте свой вопрос

Укажите email, на который я смогу выслать ответ на ваш вопрос
CD/MP3 плееры и проигрыватели.